Главное для родителей – отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают – потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.
Выбор профессии – дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся – в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.
Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.
Основные ошибки на пути к правильному выбору
Каждый человек обладает неповторимым букетом способностей, интересов, ценностей и целей. Каждый рождается, чтобы реализовывать свои уникальные способности на благо мира. Это путь к личному счастью и процветанию общества.
Соответственно, под правильным выбором мы подразумеваем такой выбор (в нашем случае – профессии), который позволял бы наиболее полно раскрыть и реализовать индивидуальность человека.
Но в реальности мы часто сталкиваемся с многочисленными факторами, которые сбивают нас с верного пути, уводят в сторону от проживания именно своей, а не чужой, жизни.
- Ориентация на внешнее мнение. Это может быть мнение друзей, родителей, учителей. И даже мнение рекламы (о том, что модно, престижно, востребовано или даже сулит небывалое счастье). Иногда в этих голосах может прозвучать и зерно истины, но важно научиться слушать себя: откликается ли это во мне, подходит ли. На протяжении всей жизни таких внешних голосов встретится немало, иногда они будут даже противоречить друг другу. Поэтому умение отбирать ценное, отсеивая шум, – весьма полезное качество, которое стоит тренировать с детства. К примеру, достаточно часто ребята говорят, что хотят быть менеджерами. Но при этом они знают про эту профессию только то, что обычно пишут на рекламных плакатах, вроде «модная профессия 21-го века». Кстати, именно экономика и менеджмент являются теми областями, в которых учащиеся чаще всего разочаровываются. Впрочем, свой вклад сюда вносит не только ориентация на внешнее мнение, но и следующая ошибка.
- Ориентация на выгоду. Ориентация на выгоду – отличительная черта нашего времени, но она вовсе не полезная и конструктивная. Нужно понимать, что, во-первых, профессия и место работы – это не синонимы, и заработок зависит прежде всего от места работы, а не от самой по себе профессии или образования. А во-вторых, шанс зарабатывать больше появляется в той области, к которой лежит душа, когда есть искренний интерес и необходимые способности.
- Ориентация на беззаботность. Желание получить что-то, не напрягаясь, приводит к тому, что мы выбираем путь наименьшего сопротивления. Вуз поближе к дому; факультет и специальность с наименьшим конкурсом; институт, в котором есть «свои люди» и т. п. Очевидно, что о реализации своих способностей речи не идет. А, как мы помним, именно возможность применить свои уникальные особенности для блага других ведет нас к счастью, успеху и процветанию.
Научиться осознавать влияние этих факторов – важная задача и для самого подростка, и для родителей. Это шаг на пути к более зрелому выбору. Удачи Вам и вашим детям!
Памятка для родителей по выбору профессии
Уважаемые папы и мамы!
Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
- Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
- Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
- Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
- Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
- Если возникли разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
- Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
- Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
- Если Ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
- Если Ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках и т.д.
- Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Кто выбирает?
Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Мы хотим, чтобы они получили надёжную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определённые представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее. Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком зависит от самого подростка, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Кто же несёт ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии?
Для родителей важно отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают – потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший ребенок подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учёба его тяготит, он воспринимает её как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
Профессиональное самоопределение – событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа – важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором, то есть, сам подросток.
Шаги к выбору профессии
Итак, задача родителей – не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки – названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет – минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Разумеется, такой способ профориентации – не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Задача родителя – выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.
К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом – и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, – стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов – к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя – свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой – соответствует его способностям. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.profguide.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов – не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
ШАГ 6. В университет – на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз – и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение – ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей – посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое – не мое».
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном варианте не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.
ТЕСТ для родителей
«Профессиональное будущее ребенка»
Профессиональные интересы активно формируются в школьные годы. Каждый из родителей стремится предугадать профессиональное будущее своего ребенка. Чтобы облегчить эту задачу, мы предлагаем специальную анкету. С ее помощью можно определить, какими способностями обладает ваш ребенок. Знание способностей ребенка поможет вам в формировании у него профессиональных интересов. Старайтесь отвечать искренне, не спешите с оценками, посоветуйтесь с мужем/женой и другими взрослыми членами семьи. Хорошо было бы прислушаться к мнению учителей в оценке способностей вашего ребенка.
Ниже перечислены восемь областей, в которых человек может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик.
Если какая-то характеристика присуща вашему ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если она выше средней - 4 и так далее. Оценка 2 балла - самая низкая.
Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой из восьми областей таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например, интеллектуальные способности) разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные по всем областям данные сравните между собой.
Выделите три-четыре наивысших показателя и, ориентируясь на них, стремитесь создать условия для развития замеченных способностей вашего ребенка (покупка книг, необходимого технического или спортивного инвентаря, соблюдение режима, организация занятий в секциях, кружках, студиях и т. п.). Найденные параметры способностей вашего ребенка могут также оказаться полезными в том случае, если ваша девочка/мальчик имеет склонность к новым оригинальным идеям, но стесняется эту способность демонстрировать и старается ее не проявлять.
Вы можете подбодрить ребенка, сказав, например: «Молодец, ты умеешь творчески мыслить!».
Эта анкета - своего рода опорная схема для наблюдений за вашим ребенком. Предлагаемые характеристики интересов могут помочь вам в анализе его поведения, умственного или физического развития. Конечно, анкета не охватывает всех проявлений одаренного ребенка. Если вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его интересов, перечисленный в анкете, и других способностей. Структура способностей вашего ребенка представляет также исследовательский интерес. Вам и ребенку, наверное, интересно знать, как одни способности связаны с другими.
Известны случаи, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Такая картина способностей вполне естественна.
Интеллектуальные способности. Ваш ребенок приобретает новые знания очень быстро и все схватывает легко. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических повседневных ситуациях. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, легко выражает свою мысль. Любит читать книги, которые обычно читают дети старше на год-два. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
Задает взрослым очень много вопросов. Имеет разнообразные интересы. Обгоняет своих сверстников по учебе на год-два. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему/ей уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
Художественные способности.
Рисунки и картины отличаются многообразием сюжета. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполняет вещь. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-то события), составляет интересные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.). Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.). Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях и пространственно.
Музыкальный талант.
Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии. Хорошо поет. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.
Способности к занятиям научной работой.
Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно). Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два. Обладает выше средней способностью в понимании абстрактных понятий, в установлении обобщений. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием. После уроков любит читать научно-популярную литературу. Это ему доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной литературы. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился.
Пытается выяснить причины и смысл событий. Уделяет много времени созданию собственных «проектов» (конструированию радиоприемника, построению телескопа, коллекции и т. д.). Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
Литературное дарование.
Может легко построить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением
какого-либо конфликта. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет
основную мысль. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства. Умеет хорошо ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной сюжетной линии. Любит писать рассказы и стихи. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства и настроения, характер героев.
Артистический талант.
1. Легко входит в роль персонажа, другого человека и т. д. Интересуется актерской игрой. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сценку. Передает чувства через мимику, жесты, движения. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то рассказывает.
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные
переживания. Пластичен и открыт для всего нового, не «зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
Технические способности.
Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду. Интересуется механизмами и машинами. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников и т. д. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки. Любит рисовать чертежи механизмов. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
Способности к спорту.
Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре). Бегает быстрее всех в детском саду, в классе. Лучше других физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.и др.). В дополнение к этому заданию вы можете оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведен перечень характеристик одаренных и талантливых детей. По наблюдениям психологов и учителей он содержит критерии потенциальной одаренности. Анкета поможет вам определить уровень проявления способностей ребенка. На вопросы анкеты необходимо отвечать ДА или НЕТ.
- Скорее способный, чем одаренный
- Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.
- Он с готовностью откликается на все новое.
- Любит все загадочное и непонятное.
- Часто нуждается в поддержке старших.
- Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.
Если на пять вопросов вы дали ответ ДА, есть некоторые основания считать вашего ребенка способным.
Если на вопросы 4 и 5 вы ответили НЕТ, переходите к следующим вопросам.
- Одаренный
- Его интересы достаточно стабильны.
- Его любознательность устойчива.
- Любит задавать и решать трудные вопросы.
- Часто не соглашается с мнением взрослых.
- Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
- Начатое дело всегда доводит до конца.
- Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
- Настойчив в достижении поставленной цели.
- Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.
- Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.
- Часто бывает эгоистичен.
Ответы ДА на все эти вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок
одаренный. Переходите к следующим вопросам.
- Яркая одаренность
- Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве
- проявляет свою одаренность.
- Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.
- Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким
- пониманием нюансов языка.
- Всегда ищет самостоятельные решения.
- В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит
- общепризнанных мнений.
- Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.
- Часто окружающим кажется не по возрасту взрослым.
- Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.
- Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.
Положительные ответы на все эти вопросы дают серьезные, основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие у вашего ребенка высокий творческий потенциал.
Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка.
- Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.
- Стремление освоить незнакомое дело.
- Проявление упорства в достижении цели, несмотря на неудачи.
- Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.
- Выражена потребность помечтать в одиночестве.
- Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.
- Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдельные ассоциации
- между различными предметами и явлениями.
- Способность к творческому воображению, созданию нового.
разгарнуць » / « згарнуць