Для начала я хочу вам рассказать одну притчу.
В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь - взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. “Как вас зовут?” – спросил хозяин. Ему ответили: “Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, Пусти нас к себе в дом”. Мужчина задумался” Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме”. Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже никого не было.
Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище. (Думаю, все согласны, что эти составляющие человеческого счастья нужно расставить именно в таком порядке.)
Сегодня выражение: «Воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения» считается основой основ. Воспитание борьбы с вредными привычками, «драконами», сидящими в любом человеке, необходимо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм молодых людей, в связи с усложнением общественной жизни людей, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Конечно, пропаганда здорового образа жизни должна начинаться с семьи, своего окружения. Чем раньше начнётся борьба за культуру формирования здорового образа жизни, тем культурней будет наше общество.
Виды здоровья:
1.Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека; основу данного вида здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями.
2.Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3.Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Длительное пребывание в состоянии стресса может послужить толчком к развитию различных патологий, особенно если подросток страдает хроническими заболеваниями.
4.Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив, отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Одним из главных составляющих здорового образа жизни является искоренение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики.
Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни, в том числе, юности, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию.
Следующая непростая задача для молодежи – преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается пристрастие к нему: потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя; нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов. Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения. Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм – одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред, как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом.
Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Первый закон – равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия – мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна – избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов. Второй закон – питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.
Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
В период важных и глобальных изменений в организме особенно пристальным должно стать внимание к режиму дня подростка. Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сна.
Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а недосыпание опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Если работоспособность снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, то есть общую работоспособность у детей, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета, и конечно, понимание взрослых.
Стресс-это универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Родители подростков должны знать о возможности возникновения стрессов и правильно вести себя в этих условиях. Возможно, иногда целесообразно снизить планку предъявляемых к ребенку требований.
Многие родители оказывают большое, как прямое, так и непрямое давление на своих подростков, как в отношении физического развития, так и успеваемости. В некоторых случаях подростковые симптомы стресса могут явиться реакцией на родительское давление. Подросток-атлет, участвующий с ранних лет в соревнованиях, может устать от соревнования, но не может это высказать это своим родителям. Он может испытать страх, что родители будут разочарованы.
В этот период важна поддержка сверстников. Подростки, которые чувствуют себя социально изолированными или у которых имеются трудности в отношении со сверстниками, оказываются более ранимыми в отношении связанных со стрессом психосоматических проблем.
Семейная поддержка также может изменять влияние стресса на здоровье подростка. Только она должна быть грамотно организована. Неправильно реагировать на проблемы подростка привлечением особого внимания и предоставлением каких-то привилегий.
При подобном поведении родителей дети будут использовать свои болезненные симптомы как способ избежать проблемной ситуации (например, экзаменов или соревнований).
Вот несколько правил, которые помогут составить здоровый рацион школьника.
1. Сбалансируйте меню по белкам, жирам и углеводам
Часто жиры и углеводы считают чуть ли не врагами здорового питания, с которыми надо беспощадно бороться, а белки провозглашаются «паладинами света», единственно полезными для организма. Но это очень большое заблуждение. И взрослому, и ребенку нужны белки, жиры, углеводы, а еще тут кроется неприятный сюрприз для поборников диет. Мозгу для питания и, следовательно, нормальной работы нужны жиры и глюкоза, т.е. тот самый «вредный» углевод. Детям, которые учатся в школе и у которых постоянно есть серьезные умственные нагрузки (иногда выше, чем у работающих взрослых!), нельзя отказывать в жирах и углеводах, иначе мозгу буквально нечего будет есть. Чем хуже питается мозг, тем тяжелее ему работать, тем ниже успеваемость и выше утомляемость у ребенка.
Что ест мозг? Твердые жиры и глюкозу — до 50% глюкозы, поступающей из печени в кровь, забирает себе мозг. Твердые жиры содержатся в мясных продуктах, молочных продуктах и яйцах. Глюкозу лучше всего получать не из шоколадок, а из черники, яблок, черной смородины, орехов. Когнитивные функции во многом зависят от достаточности в организме жиров. Для строительства клеток головного мозга полезно в рацион школьников ввести Омега 3 жирные кислоты или рыбий жир. Из продуктов – это рыбы жирных пород, оливковое масло, орехи.
2. Добавьте в меню витаминов
Особенно это касается витаминов А, С и Д. Витамины нужны для правильного физического развития и работы мозга, т.к. без витаминов не будет функционировать ни один процесс в организме. Если в питании слишком мало витамина A, то у ребенка может ухудшиться зрение, на которое и так приходятся нешуточные нагрузки, а также испортится кожа. Дефицит витамина D отрицательно влияет на прочность костей, приводит к мышечной слабости, снижению выносливости и вызывает чувство постоянной усталости. При нехватке витамина C возникают кровоточивость десен, нарушения в работе иммунной, сердечно-сосудистой и нервной систем. То есть все это негативно сказывается на общем самочувствии и здоровье ребенка, что и проводит к ухудшению успеваемости.
Витамин А содержится в мясе, печени, рыбе, сыре, куриных яйцах, брокколи, моркови, сладком перце, тыкве, картофеле, дынях, персиках, абрикосах и авокадо.
Витамином С богаты свежие овощи, фрукты, ягоды и зелень. Первое место тут прочно удерживают цитрусы (апельсины, мандарины, грейпфруты, лимоны, лаймы, помело). Но полезны в этом отношении и ягоды (вишня, клюква, черника, облепиха, смородина, клубника), из овощей – капуста, помидоры, редис, баклажан, болгарский перец, а из фруктов – яблоки, хурма, дыни, абрикосы.
Витамин Д можно получить из рыбьего жира. Также он содержится в печени трески, рыбы (горбуша, семга, скумбрия, кета, сельдь, форель, угорь, палтус),
3. Уделите особое внимание витаминам для мозга
На получение пятерок по всем предметам не может повлиять ни один продукт в мире. Но витамины группы В играют особую роль с точки зрения когнитивных функций. Витамины группы В принимают участие в передаче нервных импульсов, т.е. непосредственного влияют на работу мозга — концентрацию внимания, улучшение памяти, активность всех умственных процессов. Кстати, усваивать витамины группы В помогает как раз таки витамин С, а витамин Д служит для предотвращения окислительных процессов в тканях мозгаю
Какова функция этих витаминов?
В1 улучшает память, защищает от переутомления; содержится в грецких и лесных орехах, гречневой и овсяной кашах, рыбе, яйцах, говядине и свинине,
В2 предотвращает усталость и головные боли; содержится в мясе, молочных продуктах,
В3 повышает концентрацию внимания; есть в курином мясе, печени, орехах, зелени, яичных желтках;
В5 укрепляет долгосрочную память; есть в фундуке, молоке, капусте, которые нужно есть сырыми, т.к. термическая обработка разрушает В5;
В6 повышает скорость мыслительных процессов; содержится в печени, куриных яйцах, фасоли, молоке и бананах;
В9 (фолиевая кислота) улучшает процессы запоминания, борется с бессонницей; имеется в мясе, свежих овощах и фруктах, твердых сырах, молоке.
Проконтролируйте количество этих витаминов в меню ребенка.
4. Выстройте правильный режим питания
И взрослым, и тем более детям нужно питаться регулярно. Оптимальна следующая схема питания школьников. «Это три основных приема пищи и два перекуса: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. Рекомендуется организовывать приемы пищи в определенное время: это способствует лучшему усвоению пищи и профилактике желудочно-кишечных заболеваний. Питаться следует по данному графику: первый завтрак в 7:00-8:00, второй завтрак в 10:30-11:00, обед в 13:00-14:00, полдник в 16:30-17:00, ужин в 19:00-20:00».
Как сбалансировать меню в течение дня? Начинать день лучше с протеинов. «Желательно на завтрак ребенку съедать белковые продукты. Дело в том, что углеводы в виде каши и хлебобулочных изделий дают быстрый и высокий выброс инсулина, гормонов щитовидной железы и последующее снижение их концентрации в крови. Именно поэтому школьники ко второму-третьему уроку устают, начинают зевать и утрачивают энергию. Страдает внимание и память. И, напротив, белковый завтрак обеспечит длительную энергию за счет ровного высвобождения энергии. Такой завтрак включает блюда на основе яиц, сырники и т п. Идеальный плотный завтрак для энергичного начала дня может включать блюда из белка, а только затем углеводы (белок как бы сгладит максимальный пик инсулина в крови)».
Обед должен быть полноценным, а значит включать основное блюдо из рыбы или мяса.
Следуйте этим рекомендациям, чтобы сделать меню ребенка сбалансированным.
Завершая наш разговор, хочу прочитать вам слова Януша Корчака, адресованные вам:” Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься”. Главное: не забывайте сами и объясните им, что жизнь – это, прежде всего здоровье. Берегите его!
Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни у детей
-Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.
-ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.
-Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.
- Контролируйте досуг вашего ребенка и соблюдение режима дня: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе, полноценный сон.
- Занятия физкультурой и спортом должны стать неотъемлемой частью вашего совместного досуга.
- Совершайте со своим ребенком прогулки на свежем воздухе всей семьей, походы и экскурсии!
раскрыть » / « свернуть