Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Историко-культурные объекты Малой Родины

Свято-Николаевская церковь д. Черняково

Черняковская Свято-Николаевская церковь построена в 1725 году. Местность, на которой сегодня возвышается Черняковская церковь, некогда была покрыта дремучим лесом. Построению храма предшествовало чудесное явление в 1700 году в лесу, на сосне иконы Божией Матери совместно с иконами святителя Николая Чудотворца, четырёх Московских святителей – Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и великомученицы Варвары.

О событиях, предшествовавших явлению иконы, можно узнать из чудом сохранившейся «Церковно-Приходской летописи Черняковской Свято-Никольской церкви Гродненской губернии Пружанского уезда», составленной во второй половине 19 века. 

По метрическим книгам видно, что с 1748 по 1773 год священствовал в Черняковской Свято-Николаевской церкви отец Иосиф (Рафанович). С 1773 по 1783 год священником был отец Иоанн (Теодорович). Церковная летопись свидетельствует, что в последующем священствовали в церкви: с 1783 по 1834 год отец Петр (Скабаланович), а с 1819 по 1826 год вместе с ним служил его сын Лаврентий. С 1834 года по 1865 год настоятелями церкви были отец Андрей (Шпаковский) и отец Иоанн (Кузьминский).

По распоряжению Епархиального начальства 26 декабря 1859 года священником Черняковской церкви стал Адам Игнатьевич Соботковский.В 1868 году тщанием настоятеля храма отца Адама Соботковского, частью на средства прихожан, частью на церковные деньги в церкви устроен новый иконостас «лучшей московской живописи работы Титова». Тогда же храм был отштукатурен, в ней был устроен новый притвор, новый купол и поставлен новый железный крест, обитый медью и «позолоченный через огонь». Снаружи стены храма были окрашены желтым цветом, крыша – красной. Внутри церковь была выбелена, а в рост человека выкрашена масляною краскою темно-коричневого цвета. На горнем месте в киоте с колоннами помещалась сама чудотворная икона, имевшая «в вышину 66 вершков и в ширину 56». Сохранилась и опись древнего чудесноявленного образа: «Икона писана на дереве клеевыми красками и украшена серебряною ризою 72 пробы. Вокруг иконы в 1880 году было помещено около двадцати серебряных табличек с изображением рук , ног и др. общим весом 410,5грам (1фунт)».

В Первую мировую войну икона была вывезена на сохранение в Москву, где пребывала в разных местах – в Богоявленском соборе на Драгомировской улице, в Андронниковом монастыре. Вместе с ней были вывезены две иконы Богородицы в ризнице, икона «Моление о чаше», двадцать икон двунадесятых праздников и святых, один колокол весом до трех пудов и другая церковная утварь. После смерти Адама Соботковского новым настоятелем Черняковской Свято-Николаевской церкви стал сын отца Адама – протоиерей Николай Адамович Соботковский, служивший на этом святом месте до своей смерти 23 ноября 1947 года. Во время его настоятельства 21 ноября 1945 года храму удалось заключить договор с Березовским райисполкомом о передаче здания церкви в бессрочное и бесплатное пользование. Служение на приходе отца Николая продолжил его сын Николай Николаевич Соботковский.

6 ноября 1956 года владыка Питирим назначает в Черняково протоиерея Иоанна Феодоровича Струковского. Затем временно с 27 марта 13 апреля 1957 года здесь служил Александр Николаевич Кожевников. После него тоже непродолжительно – священник Люльковский Александр Михайлович. 19 июня 1957 года настоятелем Свято-Никольского храма стал игумен Димитрий (Самолик).

Решением Брестского облсовета №230 от 14 апреля 1960 года Березовскому райисполкому предписывалось расторгнуть «с религиозным объединением» договор №121 (от 21 апреля 1945 года) и снести церковное здание «в связи с его аварийностью». Между тем местные жители свидетельствовали, что хотя церковь действительно нуждалась в ремонте, никакой аварийности не было и в помине. Предвзятость решения властей подтверждает и Акт осмотра храма от 19 февраля 1952 года, согласно которому храм находился «в удовлетворительном состоянии», и был «пригоден для богослужения».

Храм остался стоять, но после закрытия несколько раз подвергался кражам. Тогда власти «для сохранности» увезли чудесно обретенную Черняковскую икону в Минск, где она и доныне пребывает в запасниках одного из музеев.

В 1981 году поступило заявление от прихожан Черняковского прихода к уполномоченному по делам в Русской Православной Церкви при СМ СССР по Брестской области И.И.Сергееву, о возобновлении деятельности ранее снятого с регистрации религиозного объединения в д.Черняково, Березовского района.Но храм открылся только в 1989 году. 23 ноября 1989 года церковь освящена Барановичским благочинным отцом Александром Дзичковским.

С 1990 года и по настоящее время служит здесь настоятелем протоиерей Сергей Николаевич Войтович. Церковь является памятником истории и культуры Республики Беларусь как образец деревянного зодчества. 

Дом-музей в д. Пешки "Далёкое-близкое"

Спадчына! Якое простае слова і які няпросты сэнс! Наша спадчына – гэта перш за ўсё месца, дзе мы нарадзіліся, раслі, дзе жывём. Гэта наша мінулае, наша памяць. Хтосьці правільна сказаў: “Хочаш у юнацтва – кдзь на радзіму” – і гэта так. Тут, у родным краі, нашы карані, родныя людзі, мілыя сэрцу краявіды… Галоўны скарю малой радзімы – людзі. Яны праслаўляюць родную зямлю сваімі талентамі, добрымі справамі, нясуць у свет добрае імя беларуса.

Нашай школе пашанцавала. Гісторыю роднай старонкі мы можам вывучаць, наведваючы музей у в. Пешкі “Далёкае блізкае”. Ініцыятарамі стварэння яго сталі ўраджэнцы Пешак, былыя настаўніцы Раіса Мікалаеўна Юдчыц, Таццяна Аляксандраюна Лютыч, Алена Міхайлаўна Касовіч, Алена Уладзіміраўна Курылёнак. З вялікім задавальненнем і энтузіязмам прымалі яны ўдзел у гэтай добрай справе. Мезккм стала быцькоўская хата Міхаіла Шыманскага, вядомага беларускага журналіста, пісьменніка, паэта. Ён заслуджаны дзеячкультуры, лаўрэат Дзяржаўнай прэміі Беларусі, удастоены спецыяльнай прэміі Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь, прэміі Федэрацыі прафсаюзаў Беларусі, прэміі Беларускага саюза журналістаў “Залатое пяро”, прызнаны журналістам года на Міжнародным фестывалі журналістыкі ў 1998 годзе. Праз усё жыццё Міхаіл Мікалаевіч праносіць шчырую любоў да сваёй зямлі і ўпэўненасць у тым, што Радзіма – найперш за ўсё яго мілыя Пешкі – яго памяць, яго ўспамін:

Ах, успамін, далёкі-блізкі,

Не пралятай жа толькі міма

Той вёскі, дзе мая калыска,

Тых Пешак, дзе мая Радзіма.

Музей створаны адносна нядаўна, у 2018 годзе. Але матэрыял сабраны багаты. Тут многа цікавых экспазіцый. Чаго варты адны толькі назвы: “Пешковцы от А до Я”, “Были руки не для скуки”, “Отцы и деды воевали”, “Пешком по Пешкам”, “Я адсюль у жыццё пакрочыў”! з любоўю сабраны экспанаты пра пешкаўцаў і іх род заняткаў, сярод прафесій сустракаюцца рэдкія: артыст, архітэктар, лётчык, пчаляр, канструктар. З Пешак пакрочылі ў жыццё будучыя журналісты Міхаіл Шыманскі і Андрэй Юдчыц, паэтэса Раіса Баравікова. Тут жылі бондары, сапраўдныя адмысловыя майстры. Не было двара, хаты, дзе б не жыў бондар. Іх цэбры, кубэльцы, біянкі, балеі прадаваліся далёка зв межамі раёна. “Зроблена ў Пешках” азначала высокую якасць драўлянага посуду. У музеі сёння нямала такіх экспанатаў, яшчэ прыгодных да ўжывання, але патрэбы ў іх, на жаль, ужо няма.

2 жніўня пешкаўцы ўрачыста адкрылі мемарыяльную дошку – як знак памяці пра самую жахлівую старонку ў гісторыі вёскі. У гады вайны Пешкі гарэлі двойчы. З 88 хат былі спалены 79. Забіты 14 чалавек. Глядзяць са здымкаў ветэраны, удзельнікі вайны, радавыя, у званні, з узнагародамі, тыя, хто на плячах сваіх нёс Перамогу. Многа здымкаў, сабраных з кожнай сям’і пешкаўцаў. Іх так многа, шіо здаецца, трапляеш у той далёкі час, калі ўсе яшчэ жывыя… Вяселле, касавіца, будаўніцтва грэблі, моладзь адпачывае, вясковыя мужчыны ля магазіна… Час няўмольны. Усяго засталося 20 чалавек пешкаўцаў.

Музей – гэта помні вёсцы і яе таленавітым, цудоўным людзям, іх добрым справам, гэта памяць пра продкаў, пра іх жыццёвыя ўрокі, іх любоў да сваёй зямлі.

Паглядзець відэа пра музей можна тут

Хата-музей Деда Хвэдора в д. Михалки

Инициатором создания стала внучка Федора Юдчица Вера Захарова. Усадьба (дом и сарай) были построены в 1919-1921 годах Зеленко Федором Захаровичем и Зеленко Евдокией Антоновной. Все поколения жили, работали и умирали на на этой земле, сменяя друг друга. Дом был построен хорошими мастерами, из хороших пород дерева. Окна с форточками, украшенные деревянным арнаментом, К дому была пристроена шопка (хозяйственная пристройка), в которой была много всякого богатства: бочки с житом, овсом, ячменем, сухими яблоками и грушами, жернова, полки с инструментом, дегтем, топленым смальцем и лоем. В углу стояли домоткацкий станок (кросна), прялки, верцохи, потеси. На вышках висели не выделанные овечьи шкуры и кумпяки, припасенные на косовицу. В общем, здесь все было на своем месте и далеко не у каждого хозяина это имелось.

Отдельного внимания заслуживает старая клуня, окруженная березами, и все, что находиться в ней. Вот уже более 35 лет не стоит в ней корова, и не режут солому сечкарней , и уже лет 50 не стучат по утрам цепями по току. А ОНА, построенная на века, хранит в себе эти тайны. Уже более 35 лет нет деда Федора на этой Земле, но дух большого Хозяина присутствует здесь. И все сохранилось, как будто он вчера закрыл последний раз эту дверь. Где-то под соломой хранится старый воз и бричка закопана тут, и бабино бобовынне закинуто на вышки, как будто только что ее руки выбрали боб, чтобы сварить детям суп, который умела варить только она. Это, наверное, самая старая усадьба во всем Березовском районе. Суждено было так, что не надо было переселяться на хутора в 1939 году, не сожгли немцы, не драли соломенную крышу коммунисты.

После того, как был создан семейный музей, сюда каждое лето приезжают многочисленные потомки деда Хвэдора из Киева, Бреста, Ленинграда, Хабаровска, Кобрина, Малориты, Березы , Америки и окрестных деревень: Пешек, Лескович, Сигневич , Кошелева, Мальча, Шлях-пущи. Хорошо посидеть в дедовском доме на широкой лавке, вспомнить наших предков, посмотреть старые фотографии, пообщаться. Каждый раз музей пополняеться новыми семейными экспонатами.

Разделы сайта